22.06.2021

На высоких позициях в России и мире: топ-8 фактов об интернете в Москве

В последние годы Москва сделала огромный шаг вперед в цифровизации города и во внедрении интернет-сервисов. Сегодня практически любую проблему житель города и ее гость могут решить онлайн. Эксперты Аналитического центра Москвы разобрались, как оценивают уровень "интернетизации" в Москве российские и иностранные рейтинги и исследования, а также в причинах столь быстрого роста проникновения интернета в нашем городе.

В Москве интернетом постоянно пользуются более 90% горожан. Одна из основополагающих причин помимо хорошего качества связи — дешевизна. Стоимость доступа в интернет в Москве, как отмечают в cable.co.uk, — одна из самых низких в мире. Во много раз ниже, чем, например, в Нью-Йорке или Лондоне.

В городе высокое качество интернета: 74,7% жителей города устраивает скорость и надежность интернет-соединения. Такие данные показал опрос швейцарской бизнес-школы IMD. При этом 69,7% москвичей отмечают, что бесплатный интернет в общественных местах также улучшил доступ к городским сервисам.

Москва занимает 5-е место среди всех городов мира по числу точек доступа к беспроводному интернету. Такие данные содержатся в исследовании бизнес-школы IESE. По состоянию на 2021 год в Москве работает более 20 тысяч точек доступа к городской сети Wi-Fi. Бесплатный беспроводной интернет доступен в парках, учреждениях культуры и спорта, студенческих общежитиях, а также на улицах Москвы в пределах Садового и Третьего транспортного кольца.

Москва превосходит средний уровень регионов Организации экономического сотрудничества и развития по показателю «Доля домохозяйств с широкополосным доступом к сети Интернет». Это предварительные данные ОЭСР, представленные в рамках проекта «Территориальный подход в достижении Целей устойчивого развития». На 2018 год доля таких домохозяйств составляла 82%, что существенно превосходит средний уровень по России (73,2%).

Москва — один из самых «умных городов» Европы. По оценке McKinsey, Москва находится на 2-й позиции в Европе по степени внедрения решений «умного города». Напомним, что, например, в 2019 году официальному порталу Мэра и Правительства Москвы «mos.ru» была присуждена национальная премия Рунета в номинации «государство и общество».

Москва — лидер электронной торговли России, подтвердивший свое лидерство во время пандемии. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, за первое полугодие 2020 года оборот российской онлайн-торговли составил 1,65 трлн рублей. Доля электронной коммерции по итогам полугодия в общей структуре ритейла составила 10,9%, увеличившись к аналогичному периоду 2019 года на 4,8 процентных пункта, благодаря чему Россия приблизилась к лидерам глобальной онлайн торговли США (13,9%) и Китаю (29,9%). Региональным лидером онлайн-шопинга стала Москва (29,2% от российского объема). С начала 2020 года объем электронной торговли в Москве вырос в 3,5 раза.

Интернет-форматы позволили розничной торговле Москвы в 2020 году оперативно вернуться на докризисный уровень. По данным исследования Национального агентства финансовых исследований, в период самоизоляции 67% московских покупателей заказывали продукты и непродовольственные товары онлайн. При этом 71% онлайн-покупателей готовы продолжать заказывать товары на дом и после отмены карантина. По оценкам НАФИ, прирост числа клиентов, перешедших в 2020 году из офлайна в онлайн, составил 12–14%.

Благодаря интернету Москва стала одним из лидеров Sharing Economy, или экономики совместного потребления. По информации РАЭК, на сентябрь 2020 года лидером шеринговой онлайн-экономики России является сегмент С2С (Consumer-to-consumer, буквально — «Потребитель для Потребителя») продаж (порядка 566 млрд рублей), за ним следуют онлайн-биржи труда (140 млрд рублей), каршеринг (20,5 млрд рублей), карпулинг, или совместные поездки (17,8 млрд рублей) и краткосрочная аренда жилья (15,6 млрд рублей).