04.10.2021

Москвичи уделяют все больше внимания своим домашним питомцам

Братья наши меньшие украшают жизнь любого и привносят в дом уют, который так нужен любому жителю мегаполиса после трудного дня или в период самоизоляции. Москвичи в последнее время проявляют все больший интерес к питомцам – на это указывает высокий спрос на товары в зоомагазинах и услуги в ветеринарных клиниках.

Количество объектов

В Москве сегодня более 1,2 тыс. ветеринарных учреждений (1210 ветучреждений по данным 2ГИС) – это госучреждения, коммерческие сетевые клиники и зоолаборатории, частные кабинеты. В систему государственной ветеринарной службы города входит 31 ветеринарная станция (1).

Купить все необходимое – от корма до амуниции – своему любимцу легко: в городе 671 специализированных зоомагазинов, не считая отделы с товарами для животных в супермаркетах. Самую развитую систему филиалов имеют сети «Четыре лапы» - 82 магазина, «Бетховен» - 69 магазинов, «Любимчик» - 26 магазинов, «Динозаврик» - 23 магазина и «Зоо Галерея» - 20 магазинов (2). Однако налицо высокая конкуренция в этом сегменте: на пятерку крупнейших сетей приходится менее трети (32,8%) всех зоомагазинов в городе.

Обороты и число покупок растут

В нынешнем году зооритейл и зооуслуги сохранили позитивный тренд с точки зрения оборота. За январь-август 2021 г. оборот ветеринарных клиник вырос на 29,0% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (до 6,2 млрд руб.), зоомагазинов - на 13,8% (до 12,8 млрд руб.). Прирост в этих сегментах не был чисто инфляционным, то есть достигался не только за счет повышения цен, но и за счет роста потребительской активности. Так, за 8 месяцев 2021 г., количество чеков в ветклиниках выросло на 10,7% в сравнении с аналогичным периодом 2020 г., в зоомагазинах число транзакций увеличилось на 12,5%.

Важно, что период локдауна в 2020 году оказал не такое существенное негативное влияние на выручку ветеринарных клиник и зоомагазинов как во многих других потребительских сегментах. Ветклиники продолжали работать даже в период самых жестких ограничительных мер. Среди магазинов товаров для животных эффект от ограничений существенно ощутили на себе только точки, расположенные в торговых центрах (если сам ТЦ закрывался в этот период), тогда как обособленные магазины, имеющие отдельный вход, продолжали работу. Снижение оборотов в апреле-мае 2020 года все же фиксировалось, что, однако, было связано не только со снижением трафика, но и с мартовским «предпандемийным» ажиотажным спросом.