14.10.2021

Что такое стандартизация закупок в Москве и кто за ней стоит?

Чтобы действовать в соответствии с буквой закона, органы исполнительной власти и все организации с госучастием обязаны закупать товары, работы и услуги, следуя ряду сложных правил. Они могут варьироваться в зависимости от ряда обстоятельств (например, от предмета закупки, характеристик данного предмета или от того, кто является заказчиком и т. д).

Принцип работы каталога

Чтобы соблюдать правила закупок и автоматизировать все необходимые технологические операции размещения госзаказа используется Единая автоматизированная информационная система торгов (ЕАИСТ). Это большая система, за наполнение и ведение которой отвечают десятки структур, а ее сердцем можно считать каталог, он состоит из справочников: классификатора предметов государственного заказа (КПГЗ) и справочников предметов государственного заказа (СПГЗ). Первый – это иерархический перечень категорий товаров, работ и услуг, позволяющий классифицировать объекты закупок, а СПГЗ – это описание конкретного товара, работы или услуги.

 Разработка и ведение каталога – одна из ключевых задач Аналитического центра, за которую отвечают десятки экспертов. Структура каталога позволяет варьировать правила осуществления закупки в зависимости от того, что закупается. К тому же приводится к единообразию описание товаров, работ и услуг – это позволяет исключить введение участников закупки в заблуждение.

Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, представьте себе, что для закупки любого товара, работы или услуги московским заказчикам нужно выбрать позицию из справочников и характеристики при их наличии. Например, если вам как заказчику нужно закупить питьевую воду в бутылке, то потребуется выбрать в каталоге позицию СПГЗ "Вода питьевая упакованная" с интересующими характеристиками (например, материал упаковки – стекло, объем – 0,33 литра) и позицию КПГЗ "Вода питьевая".

По общему правилу поставщик определяется посредством аукциона в электронной форме, но бывают и исключения: например, когда питьевая вода закупается дошкольным образовательным учреждением, медицинской организацией или учреждением социального обслуживания. Тогда для определения поставщика прибегают к другому способу. Такие случаи также предусмотрены ЕАИСТ, в том числе за счет того, что в системе существует перечень всех заказчиков.

 За счет того, что наименования выбранных заказчиком в каталоге позиций автоматически попадают в документацию о закупке, исключаются манипуляции с наименованиями предметов закупки. Недобросовестным заказчикам становится затруднительно публиковать закупку питьевой воды с наименованием предмета закупки, например, “Поставка бесцветной и безвкусной жидкости”.

Стандартизация аукционной документации

Стандартизация конкурсной (аукционной) документации нужна для того, чтобы закупки были прозрачными, а также чтобы предотвращать случаи коррупции и других злоупотреблений в этой сфере. Она требуется и заказчику, и потенциальным поставщикам. За разработку, согласование и размещение в ЕАИСТ комплектов типовой документации отвечает в том числе Аналитический центр.

После размещения в ЕАИСТ комплекты документов формируются автоматически. Когда московские заказчики проводят закупку, они содержат в себе почти все требования, необходимые для ее осуществления. Происходит это примерно следующим образом: заказчик отмечает в системе то, что он хочет купить в каталоге, после чего ЕАИСТ автоматически формирует типовые документы, содержащие в себе требования в зависимости от выбранных заказчиком позиций и их характеристик.

Например, если заказчик выбрал позицию СПГЗ и характеристики, предусматривающие вывоз отходов в виде порубочных и растительных остатков, то техническое задание, помимо прочего, будет содержать требования о том, что исполнитель должен вывозить такой вид отходов в пункты сбора и переработки древесины и растительных остатков. В случае если заказчик выбрал только позиции, предусматривающие вывоз отходов строительства и сноса, то техническое задание уже будет содержать требование о том, что исполнитель должен вывозить такой вид отходов на объекты утилизации отходов строительства и сноса.

В процессе формирования комплектов типовой документации бывает масса таких вариаций, и учитываются самые разные атрибуты: например, график, чтобы вывозить отходы по определенным дням или тип отходов. Иными словами, одно типовое техническое задание может содержать все сценарии поставки того или иного товара, оказания какой-либо услуги или выполнения работы и сформируется оно с учетом выбранных заказчиком позиций каталога и их характеристик.

Результаты

Результатом разработки и ведения каталога ЕАИСТ Аналитическим центром является наличие (по состоянию на сегодня) почти 8 тысяч позиций КПГЗ и свыше 71 тысячи позиций СПГЗ. Итогом стандартизации конкурсной (аукционной) документации является постоянно растущая доля регулярных закупок, охватываемых типовой документацией. На сегодняшний день их порядка 78%, то есть только 3 из 10 регулярных закупок вероятно могут быть проведены без использования комплекта типовых документов. И эта доля постоянно растет: еще в 2020 году доля закупок, осуществляемых с использованием такой документации составляла 60% от общего объема регулярных.

При этом за счет проведения закупок с использованием типовых документов значительно сокращаются трудозатраты. По оценкам Аналитического центра – на 30–40%. Кроме того, сокращается и число ошибок в документации по закупкам, повышается конкуренция среди участников закупки, уменьшается число жалоб и нарушений.