Столица российской печати: как меняется рынок периодики в Москве
Книги, газеты, журналы и другие печатные издания являются неотъемлемой частью жизни человека. За любым печатным изданием — труд большого числа людей: редакторов, журналистов, издателей, писателей, корректоров. Ко Дню российской печати, который отмечается 13 января, мы подготовили рассказ об актуальных тенденциях московского рынка книжной и периодической печатной продукции.
Рынок периодики и его поддержка в кризис
Москва как культурный, политический и деловой центр страны находится в центре внимания СМИ. По данным Аналитического центра города Москвы, на столицу приходится около 40% общероссийского тиража газет и 2/3 тиража журналов и других периодических изданий (В 3 квартале 2020 года в реестре Роскомнадзора было зарегистрировано 42 229 печатных периодических изданий). На российском рынке сбыта периодики Москва занимает около 20%.
Вместе с тем в Москве в стоимостном выражении объем рынка распространения печатных СМИ (доход от продажи в розницу и по подписке) падает, что отчасти объясняется тенденцией к снижению спроса на печатные СМИ. Так, в 2018 году он составлял 11,8 млрд рублей, что было на 4% меньше 2017 года, а по итогам 2019 года объем составил 10,7 млрд рублей, что уже на 9% меньше показателя 2018-го. Показательно, что московский рынок сокращается более заметно, чем российский – в 2018 году объем рынка печатных СМИ в РФ уменьшился на 3,1% по сравнению с 2017, а в 2019 - на 1,8% по сравнению с 2018.
В 2020 году рынок печатных СМИ столкнулся с кризисом в связи с пандемией COVID-19 и ограничительными мерами. Люди в период изоляции стали меньше покупать печатные издания и делали выбор в пользу цифровых форматов. Согласно данным онлайн опроса, проведенного Mediascope в мае-июне 2020 г., 24% опрошенных стали читать меньше печатных версий газет и журналов в период самоизоляции. Из них 36% сообщили, что перешли на электронные версии изданий, такое же количество респондентов объяснили, что не могли приобрести печатные СМИ из-за закрытия точек продаж, а 31% опрошенных указали на финансовые причины отказа от покупки печатных изданий.
В пандемию СМИ и производители печатной продукции, как одна из наиболее пострадавших отраслей российской экономики, смогли рассчитывать на целый ряд мер государственной поддержки. На федеральном уровне им были предоставлены: полугодовая отсрочка по уплате всех налогов (кроме НДС), беспроцентные кредиты на неотложные нужды и зарплаты, полугодовой мораторий на арендные платежи, льготный кредит под 2% на любые цели, мораторий на банкротство и проведение плановых и внеплановых проверок. Кроме того, дополнительно предусмотрены меры поддержки для малого и среднего бизнеса – это субсидии, отсрочка по уплате страховых взносов, отсрочка арендных платежей, реструктуризация на один год выплат, сформировавшихся в период предоставления отсрочки по уплате налогов и страховых взносов.
Власти Москвы предусмотрели также дополнительные меры поддержки отрасли, которые позволили еще больше смягчить удар коронакризиса.
«Во время самоизоляции деятельность распространителей печатной продукции была ограничена, и дистрибьюторы оказались в критической ситуации. Для того, чтобы поддержать их, правительство Москвы полностью освободило сеть киосков «Печать» от уплаты платежей на период с 1 апреля по 30 июня по договорам на право осуществления торговли, а с 1 июля по 30 сентября платежи были уменьшены на 50%. Эта мера позволила сохранить систему распространения печатных изданий в Москве», - отметил министр правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов. За данной поддержкой обратились 49 организаций, осуществляющих торговую деятельность в НТО «Печать» в Москве, а общая сумма поддержки превысила 158 млн рублей, добавил он.
Спрос на издания
Что касается спроса на периодику, абсолютным лидером московского газетного рынка по охвату читателей являются издания ИД «Вечерняя Москва», аудитория которых составляет чуть более 40% от всех столичных читателей газет. Ежедневную газету «Вечерняя Москва» и еженедельник «Москва Вечерняя» отличает стабильность аудиторных показателей. По данным Mediascope, в мае–октябре 2020 года они вошли в топ ежедневных и еженедельных газет по аудитории одного номера: у «Москвы Вечерней» среднее число читателей составляет 495,3 тыс. человек, а у «Вечерней Москвы» — 912,0 тыс. человек.
В тройке лидеров по охвату читателей среди ежедневных газет Metro Daily (445,3 тыс. человек) и Московский Комсомолец (311,1 тыс. человек), на них приходится соответственно 4,2% и 3,0% читателей.
Что касается еженедельных изданий, то здесь в лидерах, помимо «Вечерней Москвы», Аргументы и факты (623,7 тыс. человек) и Московский комсомолец – МК плюс ТВ (373,5 тыс. человек). Наиболее популярными еженедельными журналами являются 7 дней (794,8 тыс. читателей), Антенна-ТелеСемь (635,8 тыс.) и Телепрограмма (428,8 тыс.).